Михайленко Евгений Ефимович

Евгений Ефимович Михайленко родился в 1921 го­ду в городе Пржевальске Киргизской ССР в семье служащего. Русский. Член КПСС. В 1941 году окон­чил Чкаловское военное авиационное училище.

Из фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942 года. Гвардии старший лейтенант, командир эскадрильи, летчик-штурмовик. Воевал на Калининском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Опыт­ный и смелый летчик, хорошо знавший технику пи­лотирования, в первых же боях с фашистскими зах­ватчиками показал образцы мужества и героизма.

Выполняя боевые задания по штурму войск и тех­ники противника, совершил 108 вылетов на самолете «ПЛ-2». Отважный летчик погиб в воздушном бою под городом Сокаль Львовской области.

За образцовое выполнение боевых заданий, отвагу, мужество и геройство Е. Е. Михайленко Указом Пре­зидиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он был награжден также двумя орденами Крас­ного Знамени, орденом Красной Звезды, многими ме­далями.

НЕБО ПОДВЛАСТНО СМЕЛЫМ

Весна в Закарпатье приходит рано. Апрель несет с собой и белую кипень садов, и сочные зеленые краски горных склонов, полей. Уто­пает в зелени и небольшой городок Сокаль, что на Львовщине. Спешат по своим делам взрослые, во дворах слышен звонкий смех дет­воры. И нелегко сейчас представить, что сорок с лишним лет назад шли здесь ожесточен­ные бои.

Жители Сокаля помнят, какой ценой завое­вана их сегодняшняя мирная жизнь. У мону­мента на братской могиле советских воинов всегда живые цветы. На монументе надпись: «Летчики. Вечная слава героям, погибшим в боях за свободу и независимость нашей Ро­дины. Герой Советского Союза гвардии стар­ший лейтенант Михайленко Евгений Ефимо­вич, 1921 —1944 гг. Герой Советского Союза гвардии младший сержант Есиняк Михаил Федорович, 1921 —1944 гг.».

Здесь, под Сокалем, совершил свой послед­ний боевой вылет наш земляк-киргизстанец Е. Михайленко. Его именем названы одна из. улиц Сокаля и пионерская дружина городской средней школы. Есть в этой школе музей бое­вой славы, один из стендов которого посвящен Е. Михайленко. Об отважном летчике расска­зывают многочисленные фотографии, докумен­ты. Пионеры ухаживают за могилой Героя, до недавнего времени вели переписку с его ма­терью, жившей во Фрунзе.

Названа именем Михайленко и еще од­на пионерская дружина — Фрунзенской шко­лы № 29. Здесь тоже есть музей Героя. Рас­сказом о его подвиге начинается каждый урок мужества, ежегодно проходящий во всех клас­сах школы в дни 23 февраля и 9 мая…

Родился Евгений Михайленко в Пржеваль­ске, окончил пять классов во Фрунзе, продол­жил учебу в Алма-Ате, куда переехала жить его семья. В детстве, как и многие мальчишки той поры, любил играть в войну: «красные» против «белых». Побеждали, конечно, «крас­ные», и не было предела радости сильнейших, оставлявших побежденным право лишь разма­зывать слезы по чумазым щекам. В отличие от некоторых своих сверстников Женя за дво­ровыми играми не забывал об учебе, о чтении художественных книг. Учился без «троек», читать больше любил военную и историче­скую литературу. С особым, пристальным вни­манием следил за «челюскинской эпопеей». По вечерам жадно прислушивался к голосу дикто­ра, сообщавшего по радио о новых подроб­ностях вызволения из ледового плена пассажи­ров «Челюскина», о героизме советских лет­чиков Молокова, Каманина, Водопьянова. Да­же в самых смелых мечтах и подумать не мог мальчишка, что всего через несколько лет судьба сведет его на военной службе с одним из них — Каманиным.

Уже тогда, в 14-летнем возрасте, твердо решил Женя стать летчиком. Не только под впечатлением услышанного по радио, прочи­танного в газетах и книгах. Во время летних каникул работал он в городской малярной станции по осушению болот. Тогда увидел впервые самолет, занимавшийся обработкой полей. Простая вроде бы работа летчика, но зато как нужна людям. Едва начался учебный год, пришел в аэроклуб, но там сказали: ис­полнится пятнадцать — приходи. Теперь свободного времени у Жени почти не оставалось. Каждый день, вернувшись из школы, обедал и спешил в аэроклуб, даже если не было за­нятий. Дело находилось всегда: помочь разобрать мотор, изготовить стенд. А разве можно было пропустить полеты? С восхищением гля­дя, как легко выполняют в небе сложные фи­гуры его старшие товарищи, мечтал: скорее бы и мне так…

Время самостоятельных полетов подошло быстро. Выполнял их Евгений Михайленко уверенно, внимательно следил за показаниями приборов, принимал в воздухе грамотные и сме­лые решения.

Закончив среднюю школу, поступил в Чка­ловское военное авиационное училище. После его окончания в январе 1941 года был направ­лен в 133-й авиационный полк, которым командовал знаменитый Каманин. Едва успел освоиться, изучить новую технику, грянула война. Думал в те дни Евгений, как и его то­варищи-летчики, об одном: скорее бы на фронт, громить ненавистного врага. С нетерпе­нием ждал каждой новой сводки Совинформ-бюро.

Вскоре после начала Великой Отечествен­ной войны началось серийное производство но­вых самолетов-штурмовиков «ИЛ-2», значи­тельно превосходивших фашистские. Осваи­вать новую технику начал и Евгений Михай­ленко.

Первое боевое крещение получил летчик в январе 1942 года на Калининском фронте. От­личали Евгения смелость, хладнокровие, от­личная техника пилотирования. Напряжен­ность боевых будней не уменьшалась. Два-три вылета в день считались обычным делом. А бывало, что подниматься в небо приходилось и четыре, и пять раз в сутки. В умелых руках летчиков штурмовики были грозным оружием. Малая высота полета и хорошая маневрен­ность делали «ИЛ-2» почти неуязвимыми для фашистских зениток. Внезапно появляясь над позициями врага, молниями проносились они, сбрасывая на землю свой смертоносный груз, разя врага из пушек. Десятки разбитых фа­шистских машин и танков, уничтоженных складов с боеприпасами, вагонов и железно­дорожных линий — вот что оставалось после каждого вылета эскадрильи советских штур­мовиков.

Участвовал Евгений Михайленко в боях с фашистами в составе войск Калининского, за­тем Воронежского, 1-го Украинского фронтов. Был пилотом 687-го штурмового авиационного полка, а с января 1944 года — командир эс­кадрильи 92-го гвардейского штурмового авиа­ционного полка. В этой должности принимал участие в боях за освобождение украинских городов Житомир, Белая Церковь, Винница, Тернополь.

…Февраль 1944 года выдался ненастным. Подтаявший снег, грязь, бездорожье. Дожди шли по несколько дней подряд. Боевой работы у летчиков не было: проводились занятия по тактике, опытные асы тренировали недавно пришедших в полк новичков. В один из таких дней командование поставило задачу — ока­зать помощь пехоте. Кто-то из летчиков дол­жен был подняться с раскисшей земли, найти и уничтожить фашистские танки. Командир авиационного соединения генерал Каманин вызвал командира 92-го гвардейского штурмо­вого авиационного полка полковника Ковшикова. Выбор пал на Михайленко как на наибо­лее опытного, не раз проверенного в сложных условиях боя летчика. Искусно подняв самолет в воздух, летчик взял курс на цель. Точнее, на предполагаемое, и то весьма условно, место нахождения танков.

Сильный туман затруднял поиск даже на минимально возможной высоте. Время шло, и когда стрелка прибора стала сигнализировать, что горючего осталось только на обратный путь, внизу мелькнули темные силуэты танков. Еще один заход. Они! Передав по рации о месте нахождения фашистских «тигров», Ми­хайленко снайперски сбросил на танковую колонну бомбы… От прямых попаданий загоре­лись три вражеских танка. Задание было ус­пешно выполнено.

Вскоре после этого группа из семи «ИЛ-2» под командованием Михайленко вылетела на штурмовку контратакующих танков в районе поселка Якубовские хутора. Летчики обруши­ли на фашистские войска смертоносный огонь. Сам Михайленко уничтожил в этом бою три танка и десять автомашин противника.

Весна 44-го была ознаменована стремитель­ным наступлением наших войск по всей линии фронта. Один за другим освобождались города, населенные пункты Украины. Большой вклад в успешный исход боев вносили летчики. Так, 19 апреля эскадрилья Михайленко нанесла сильный штурмовой удар по железнодорожной станции Золочев, где находились четыре фа­шистских эшелона и многочисленные склады с боеприпасами. Атаковав внезапно со стороны солнца, группа взорвала четыре больших скла­да с боеприпасами, подожгла пять вагонов с техникой и живой силой врага. Взрывы и по­жар быстро охватили всю станцию.

Различные задания приходилось выполнять нашим штурмовикам. Нередко совершали они одиночные боевые вылеты охотниками по уничтожению живой силы и техники фашистов в тылу. Михайленко только в 1944 году совер­шил 12 таких вылетов, неизменно сея панику в рядах захватчиков. Вот один из боевых эпи­зодов.

Первого мая ночью Евгений вылетел на за­дание по уничтожению воинских перевозок на железнодорожной станции Журавно-Новосельцы. Подойдя к цели, обнаружил на станции фашистский эшелон. Предпринял четыре ата­ки, в результате которых было уничтожено 12 вагонов с боеприпасами. В том же 1944 го­ду Михайленко совершил 14 вылетов с целью разведки войск противника, каждый раз предоставляя командованию исключительно ценные сведения.

Эскадрилья Михайленко совершала вылеты преимущественно в сложных метеоусловиях, ночью. Таким правом пользовались лишь са­мые опытные, проверенные и искусные летчи­ки. В один из дней мая 1944 года эскадрилья Михайленко вылетела на разведку в район Львова. В предрассветной мгле летчики вышли па цель — фашистский аэродром. Пулеметным перестуком заработали пушки. 30 фашистских самолетов были уничтожены и повреждены, разбиты склады с боеприпасами. Аэродром на длительное время вышел из строя. Особенно отличился во время этого вылета командир.

Бои не утихали. 24 июня Ставка дала ди­рективу командующему 1-м Украинским фрон­том: подготовить и провести операцию по раз­грому группировок противника на Львовском направлении. Несмотря на сложные метеоус­ловия, наступление уверенно поддерживала авиация. Гитлеровцы сопротивлялись ожесто­ченно. 15 июля им удалось нанести контрудар в районе Плугов-Зборов. В этот напряженный момент свое слово сказала наша авиация. В течение суток истребители и штурмовики со­вершили более 2000 самолето-вылетов.

Активное участие в боевых действиях при­нимала эскадрилья Михайленко. Именно благо­даря ее усилиям был освобожден город Золочев. В течение четырех дней наши войска вели бои по ликвидации крупной группировки врага. Во время одного из таких боев Михайленко повел свою эскадрилью в район города Сокаля, где наземные войска успешно громили врага. Фашистские стервятники уже не оказывали нашим летчикам по-настоящему серьезного сопротивления. А на земле было пекло. Гре­мели взрывы, полыхал огонь. Один из снаря­дов попал в бензобак самолета Михайленко. Машина загорелась.

Смертью храбрых погиб Евгений Ефимович Михайленко. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года ему по­смертно присвоено высокое звание Героя Со­ветского Союза.

В. КРЫГИН