Мирошниченко Николай Прокофьевич

Николай Прокофьевич Мирошниченко родился в 1920 году в селе Петровское Ставропольского края. С 1928 года проживал в селе Садовое Московского района Киргизской ССР. Украинец. Член КПСС. В 1940 году был принят в Саратовскую школу летчи­ков, затем учился в Чкаловском военном авиационном училище, период учебы в котором совпал с началом Великой Отечественной войны. Гвардии старший лей­тенант. Командир эскадрильи.

В боях принимал участие с июня 1942 года в сос­таве войск Ленинградского и 3-го Белорусского фрон­тов. Отличный летчик, он в совершенстве владел тех­никой пилотирования. За время боевых действий па самолете «ПЕ-2» произвел 160 успешных вылетов.

За успехи в борьбе с немецко-фашистскими захват­чиками, проявленные при этом доблесть, мужество и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

При выполнении очередного задания командова­ния старший лейтенант Н. П. Мирошниченко 5 мая 1945 года погиб.

НАВЕЧНО СРЕДИ НАС

Страшную весть о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну Коля Мирошниченко услышал, находясь на учебе в Саратовской школе летчиков. Ему тогда ис­полнился 21 год.

В 1940 году, когда паренек из села Садовое Московского района уезжал в Саратов учить­ся, односельчане немало гордились, что у них в селе кроме других специалистов будет теперь и свой летчик. Не знал тогда Коля, что не вернется назад в родные места, не будет лю­боваться широкими полями за околицей, сено­косными лугами.

Через год после начала войны Николай Мирошниченко, закончив Чкаловское военное авиационное училище, начал свою военную биографию командиром эскадрильи Краснозна­менного, ордена Кутузова 34-го Тихвинского бомбардировочного авиаполка Ленинградского фронта. На войне как на войне. Фронт оши­бок не прощает, тем более в воздухе, когда малейшая ошибка, малейшее промедление мо­гут обернуться гибелью всего экипажа, поте­рей боевой машины. Здесь, в боевых условиях проверялись полученные в училище тео­ретические знания. Каждый вылет за линию фронта был экзаменом на зрелость, требовал принятия своевременных, точных решений. Сколько раз он чудом спасался от преследо­вавших его немецких истребителей.

Множество бомбовых ударов нанесла эс­кадрилья старшего лейтенанта Мирошниченко по оборонительным рубежам врага в районе Лобаново. 25 июля 1943 года взлетел в воздух наведенный фашистами мост через реку Мга, имевший для них стратегическое значение. В этот же день удачной бомбардировкой была уничтожена артиллерийская батарея врага.

Обычно бомбардировщики летают под при­крытием истребителей, но бывали полеты и без прикрытия. Тут уж все зависит от мастер­ства командира. В противном случае много­тонный бомбардировщик может стать легкой добычей вражеских истребителей. Николай не раз летал на бомбежку без прикрытия.

Особенно удачными были для Мирошни­ченко одиночные разведывательные полеты. Так, начиная с июня 1943 года, отважный гвардеец совершил до сорока одиночных выле­тов, разведывал движение фашистских войск, подвоз боеприпасов к линии фронта, скопле­ние живой силы и укрепления противника. В результате он доставлял ценные разведданные, на основе которых наше командование плани­ровало предстоящие боевые операции.

Наступило лето 1943 года, период коренно­го перелома в Великой Отечественной войне.

Вражеская авиация уже не господствовала в воздухе, как в начале войны. Всюду гитлеров­цы терпели серьезные поражения. Советская авиация уже не позволяла фашистам безнака­занно бомбить блокадный Ленинград.

9 июня 1943 года девятка советских бом­бардировщиков «ПЕ-2» под командованием старшего лейтенанта Н. Мирошниченко выле­тела на боевое задание. Целью была бомбар­дировка и уничтожение вражеского аэродрома у деревни Сиверской. При подходе к цели фа­шисты открыли сильный заградительный зе­нитный огонь. Но несмотря на это «петляковы» задание выполнили, уничтожили склады с горючим и бомбами, а также подожгли 15 фа­шистских самолетов. Эскадрилья без потерь вернулась на свой аэродром.

В один из июльских дней 1943 года перед эскадрильей была поставлена задача разведать оборонительные рубежи, живую силу и техни­ку врага в населенных пунктах Красногвардейск, Сиверская, Владимирская, Ново-Лисино, Тосно, Войтолово. Три раза вылетали летчики на разведку, пока не засекли полностью нуж­ные объекты и не выполнили боевое задание.

Первый полет прошел благополучно. Выле­тели без прикрытия, и фашистские истребите­ли не встретились. Николай на своем «петлякове» прочесал пункты Красногвардейск и Си­верская. После короткой передышки экипаж снова поднялся в воздух. Гитлеровцы встрети­ли самолет зенитным огнем, но безрезультатно. «ПЕ-2» быстро проскочил боевой заслон и продолжил разведку.

Когда бомбардировщик в третий раз поле­тел в указанные пункты, солнце уже клони­лось к закату. На этот раз зенитный огонь фашистов был сильнее, и снаряды рвались почти у самого самолета. Но экипаж умелым маневром и на этот раз сумел проскочить зону зенитного огня. Вражеские истребители, к счастью, на пути не встретились. Экипаж вы­полнил задание командования.

Через пять дней после этих смелых и рис­кованных вылетов старший лейтенант Мирош­ниченко был удостоен первой боевой награ­ды — ордена Красного Знамени. А спустя три месяца на груди отважного командира за­блестел другой боевой орден — Отечественной войны I степени.

Солдаты неба славно послужили делу Побе­ды над ненавистным врагом. Наши бомбарди­ровщики громили и уничтожали дальнобойные батареи фашистов, обстреливавшие Ленинград, их бомбовыми ударами сожжено немало вра­жеских эшелонов, складов боеприпасов и горю­чего. Сотни гитлеровцев полегли от налетов эскадрильи. Бомбардировщики под командова­нием нашего земляка Николая Мирошниченко активно участвовали в освобождении Карелии, Советской Эстонии, в разгроме Курляндской группировки врага.

Долгие месяцы не давала покоя ленинград­цам дальнобойная батарея гитлеровцев, уста­новленная в районе Павкуль. Обстрел ее на­шей наземной и корабельной артиллерией не давал желаемого результата. А пушки броне­поездов не достигали цели. Поэтому командо­вание поставило задачу перед нашими бомбар­дировщиками: в короткий срок уничтожить вражескую дальнобойную батарею.

И вот сентябрьским утром 1943 года эс­кадрилья Мирошниченко поднялась в воздух. Когда наши самолеты начали пикировать на цель, фашисты открыли беспорядочный зенит­ный и пулеметный огонь. Один за другим за­ходили в пике бомбардировщики, и батарея была уничтожена. Так наш земляк, гвардии старший лейтенант Мирошниченко внес свой весомый вклад в героическую оборону города Ленина.

В первые дни апреля 1944 года эскадрилья получила задание разбомбить вражеские эше­лоны на станции Тарту и аэродром. Все пони­мали, что задание трудное, поскольку фа­шисты позаботились об охране этих важных объектов с воздуха. Предстоял напряженный боевой день.

В полдень, загудев мощными моторами, во­семь бомбардировщиков «ПЕ-2» поднялись в синь неба. При подходе к железнодорожной станции впереди и со стороны показались ис­требители противника. Фашисты оказались на­готове.

— До тридцати истребителей,— пронеслось по рации.

— Ничего, без паники. Главное — цель, эшелоны, станция. Истребителей не под­пускать, встречать бортовым огнем,— спокойно и четко скомандовал Мирошниченко своим лет­чикам.

Бой разгорелся жаркий. Фашистские «мес­серы» и «фокке-вульфы» со всех сторон атако­вали наши бомбардировщики, стремясь поме­шать прицельному бомбометанию. Вот зады­мил летевший слева краснозвездный самолет…

Но «петляковы» упорно шли к цели. Она совсем близко. Один за другим начали пики­ровать на станцию наши бомбардировщики. Вошел в пике и самолет Мирошниченко. На несколько секунд железнодорожная станция и стоявшие на путях эшелоны покрылись сплош­ными взрывами. Внезапно справа на бомбар­дировщик устремился «мессершмитт». Радист- стрелок поймал его в прицел и нажал гашетку бортового пулемета: попал! «Мессер» задымил и кувыркнулся вниз. Но радоваться было еще рано. Теперь уже слева налетел фашистский истребитель и прошил бомбовоз пулеметной очередью. Острая боль пронзила ногу Николая. В нее попала разрывная пуля. «Надо дотя­нуть до своих!» — пронеслось в голове коман­дира.

Сбросив все бомбы на цель, Николай раз­вернул самолет и полетел назад, к линии фрон­та, на свой аэродром. За ним устремились и другие. «Лишь бы не потерять сознание»,— думал он и крепко сжимал штурвал. Тем вре­менем эскадрилья пересекла линию фронта. «Мессеры» дружно повернули назад. Лишь когда самолет коснулся полосы родного аэро­дрома и стал на свое место, Николай потерял сознание.

После госпиталя отважный летчик еще не раз вылетал громить фашистов. 20 января 1945 года Н. П. Мирошниченко дважды водил свою эскадрилью на бомбардировку крупных узлов — городов Истенбург и Гумбинен. Мет­кими попаданиями бомб в Истенбурге было разрушено 60 метров железнодорожного по­лотна. В городе Гумбинен, несмотря на силь­ный зенитный огонь противника и близ­кое расположение от объектов бомбометания наших наземных частей, был взорван склад с боеприпасами, разрушено 75 метров же­лезнодорожного полотна и отмечены прямые попадания в плотину. 5 мая 1945 года из оче­редного боевого вылета самолет старшего лей­тенанта Мирошниченко не вернулся…

Уже после Победы над фашистской Герма­нией появился Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым храброму летчику Ни­колаю Прокофьевичу Мирошниченко присваи­валось высокое звание Героя Советского Сою­за. Да, да, мы не ошиблись, не посмертно, а просто присвоено. Это глубоко символично. Коля Мирошниченко — среди нас.

С. ЧЕРИКОВ